+996 312 919-519

Городская архитектура XXI века

19 июня 2018

Городская архитектура XXI века

В многовековой эволюции архитектуры можно выделить несколько основных этапов. Первый этап был достилевым, когда архитектура представляла собой результат утилитарно-ремесленной деятельности. Формирование композиционных принципов и жанровой определённости пришлось на античность. С античности и вплоть до XX века включительно стилевые рамки были главным способом описания архитектурных особенностей здания. Готика, модерн, барокко, авангард, классицизм, футуризм – все эти понятия позволяли моментально нарисовать в своём воображении приблизительный облик здания. XXI век ознаменовал начало нового этапа. Он принёс в архитектуру не столько новые стилистические веяния, сколько изменил в целом подход к строительству. Внешний вид и функциональное назначение постройки перестали быть единственными определяющими факторами при создании её архитектуры. Важными составляющими стали, во-первых, экологичность здания и, во-вторых, его интеграция в окружающую среду в соответствии с принципами урбанистики. Намечены эти тенденции были ещё в XX веке, но только с переходом в новое столетие стали приобретать массовый характер.

В поисках гармонии

Ещё в IV веке до нашей эры Платон описывал идеальную модель города исходя из философских рассуждений о взаимодействиях между людьми. Изучением организации городов занимался также Аристотель. По заранее продуманному плану застраивались Петербург, Париж и Вашингтон. Однако как отдельная ветвь архитектурной профессии градостроительство сформировалось только в XX веке. Человечество наконец-то осознало важность комплексной застройки и возведения новых зданий с учётом социальных, экономических, санитарных и экологических проблем. К концу столетия из градостроительства в качестве самостоятельной дисциплины выделилась урбанистика, которая стала оказывать сильнейшее влияние на архитектуру как на объёмное проектирование.

На фоне учёта социальной среды и создания цельной инфраструктуры важное значение стало уделяться также внедрению «зелёных» строительных технологий, что повлекло за собой появление огромного количества новых терминов: пассивные и активные, экологически нейтральные и умные дома, здания с низким и нулевым энергопотреблением, энергоэффективные здания, биоклиматическая архитектура и пр. И это далеко не полный список названий. Но скрываются за ними одни и те же идеи: использование нетрадиционных источников энергии, снижение энергозатрат и желание приблизить человеческое жилище к природе.

Всё это привело к разработке проектов целых экогородов. Одно из самых впечатляющих начинаний – строительство города Масдар в Объединённых Арабских Эмиратах. Несмотря на огромные запасы нефти, эта страна активно продвигает стратегии получения энергии из альтернативных источников. Так как солнце на Аравийском полуострове светит в среднем 360 дней в году, его энергию вполне можно использовать для коммунальных нужд, что и сделала компания Masdar. Она вложила 276 миллионов евро в создание огромного гелиотермального источника. На огромном поле установлено 250 тысяч параболических отражателей и трубчатый коллектор, способный обеспечить отоплением и горячей водой 20 тысяч зданий. В городе продумана система экономии воды и раздельного сбора мусора. Улицы проектируются так, чтобы постоянно находиться в тени и ловить ветряные потоки, ведь температура здесь нередко достигает +65°С. Первыми поселенцами города стали студенты кампуса института науки и технологий. К 2018 году должны появиться жилые, коммерческие и общественные здания для 7 тысяч горожан и 15 тысяч обитателей пригорода. А полностью закончить строительство планируется к 2030 году, тогда экопоселение сможет принять 100 тысяч человек.

город будущего масдар

Попытка строительства экогорода была предпринята на острове Чунмин в Китае инженерной компанией Arup. Сейчас стройка заморожена, но если бюрократические и прочие проблемы будут устранены, то к 2030 году на площади, сопоставимой по размерам с Манхэттеном, смогут проживать приблизительно полмиллиона человек. Город сможет перерабатывать почти все свои отходы, электричество будет производиться с помощью ветровых турбин, солнечных панелей и биотоплива. Транспорт будет работать на водородном топливе, а сточные воды — использоваться для орошения городских органических ферм и парков.

эко город

Ещё один экогород по проекту бюро MVRDV и фирмы GRASS собираются строить в провинции Логроньо  испанцы. Состоящий из 3 тысяч энергоэффективных домов, он будет абсолютно безопасным для окружающей среды. А парк, где расположатся ветрогенераторы и массивы солнечных фотоэлектрических панелей, использование которых поможет избежать выброса в атмосферу около 6 тысяч тонн СO2 ежегодно, планируется превратить в одну из основных достопримечательностей.

Простые решения

Для каждой архитектурной эпохи можно выделить типичный строительный материал: каменные дома средневековья, кирпичные мануфактуры XIX века, железобетонные творения Ле Корбюзье. В XXI веке уместно говорить не о материалах, а скорее о конструктивных решениях. Практичность в совокупности с простотой и скоростью монтажа вышли на первый план. Промышленные и коммерческие здания, а также некоторые жилые комплексы стали облачаться в навесные вентилируемые фасады со всевозможными вариантами облицовки: профнастил, керамогранит, стальные панели, фасадные кассеты. Это решение даёт широкий простор для формирования эстетического облика города. При этом особенно важно обеспечить высокое качество и устойчивость геометрии фасадных облицовок.

Например, не так давно на российском рынке появились фасадные кассеты нового поколения Puzzleton, которые бьют все рекорды по устойчивости геометрии элементов. По словам представителей компании-производителя, добиться этого удалось благодаря использованию передовых технологий и высококлассного оборудования. Даже при увеличенном размере модулей (свыше полутора метров в длину или высоту) новые кассеты лишены эффекта линзы, обладают идеальной плоскостью и геометрией и при этом по стоимости не превосходят продукцию прошлых поколений.

Широкая цветовая гамма стальных кассет позволила разнообразить объекты утилитарного назначения и типовую застройку. Встречаются и довольно необычные решения. Например, перфорированные стальные фасадные кассеты, создающие необычную игру светотеней. «Они могут использоваться для отделки как новых, так и реконструируемых зданий, для полной или частичной облицовки, или даже для оформления отдельных деталей: козырьков, ставней, балконных ограждений», – поясняет Андрей Некрашевич, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Компании Металл Профиль, крупнейшего российского производителя фасадных и кровельных систем.

Вот несколько интересных примеров использования перфорированных облицовок из мировой практики.

Перфорация на фасаде музыкальной школы в датском городе Norresundby при взгляде издалека складывается в изображение поющих, играющих и танцующих детей. Для его создания было использовано 32 стальных листа толщиной 2 мм. Проект здания разработало архитектурное бюро Kærsgaard Andersen A/S.

А вот перед архитекторами студий hlm arkitektur и Cubo arkitekter стояла задача визуально объединить старые и новые здания комплекса университетского городка в Бергене (Норвегия). В результате глухие части зданий и лестничные клетки были одеты в перфорированные металлические панели, рисунок которых был разработан художницей Anne-Gry Loland.

При реконструкции многопрофильного лицея в городе Сант-Ромен (Франция) архитекторы из бюро Bernard Paris & Associés решили оживить фасад здания при помощи козырьков из перфорированного металла. Их причудливая форма и ажурные тени полностью преобразили монотонную стену.

«Перфорированные кассеты отлично сочетаются с сэндвич-панелями поэлементной сборки (СП ПС), которые являют собой гибрид навесного фасада и сэндвич-панели. Конструктивно СП ПС состоят из сэндвич-профиля, в полости которого укладывается теплоизоляция. От наружной облицовки ее отделяет воздушный терморазделяющий слой. В этом качестве может выступать практически любой материал. Сборка панелей производится вручную, непосредственно на несущем каркасе здания, и в этом заключается их принципиальное отличие от классических трёхслойных сэндвич-панелей», – рассказывает Андрей Некрашевич (Компания Металл Профиль).

Как объясняет специалист, использование СП ПС позволяет возводить или реконструировать здания в условиях плотной городской застройки. Поскольку панели собираются непосредственно на каркасе здания, а их геометрические размеры относительно невелики, монтаж может производиться вручную, без использования строительной техники, требующей наличия свободного пространства.

Необычный подход

Ещё одной особенностью архитектуры XXI века стал отказ от каких бы то ни было рамок. Домам необязательно стоять на земле и представлять собою неподвижные объекты. Они могут размещаться где угодно, трансформироваться и перемещаться в пространстве.

Катастрофы, потрясшие Японию в 2011 году, побудили  архитектора Арата Исодзаки совместно с британским художником индийского происхождения Анишом Капуром к созданию надувного концертного зала Ark Nova. Слово Ark (ковчег) употреблено в названии неслучайно. Здание должно стать символом быстрого восстановления от последствий стихийного бедствия. Зал с посадочными местами на 500 человек может перемещаться с места на место, давая возможность приобщиться к музыке и другим культурным событиям людям, проживающим на пострадавших территориях. Похожий на гигантский фиолетовый пончик купол надувается всего за два часа.

Очень необычный проект морской исследовательской базы разработал американский архитектор Джейсон Меллард. Основой конструкции должен служить закреплённый на дне моря в 80-160 км от берега ствол. К нему будут крепиться жилые и исследовательские блоки в виде сфер и дисков, свободно передвигающиеся по стволу вверх и вниз – как под водой, так и над её поверхностью. Их стены могут раскрываться подобно лепесткам, обеспечивая обитателей свежим воздухом и видом на море при хорошей погоде. Но если погода портится, стены смыкаются, образуя защитные капсулы. Энергию база должна получать от ветрогенераторов, солнечных батарей и подводных турбин, приводимых в движение течениями. Проектом также предусмотрено отделение жилого диска от базы и превращение его в небольшое судно, способное доставить обитателей базы на сушу.

В современном строительстве и архитектуре нередко используются различные объекты, имеющие изначально иное функциональное назначение. Строить можно, к примеру, используя контейнеры для морских грузоперевозок. Именно из них организовали пространство под временные выставки в Оклэндском порту. А архитекторы студии Maziar Behrooz Architecture использовали пару поставленных друг на друга контейнеров для создания дома-мастерской с панорамными окнами и лестницей на второй этаж.

Кроме того, зародившийся в XX веке тренд переделки старых складов, доков и фабрик в суперсовременные лофты, магазины, рестораны, квартиры и центры современного искусства тоже никуда не исчез. Зачем строить новое, если можно реконструировать старое?

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что архитектура XXI века стала намного разумнее. Изменились отправные точки, с которыми приходится иметь дело архитектору. Здания перестали восприниматься как независимые объекты и стали рассматриваться в контексте окружающей среды.