+996 312 919-519

В городе цветных улиц

26 декабря 2014

Любой объект, будь он создан природой или человеком, представляет собой комбинацию цвета и линий в трёхмерном пространстве. Но, к сожалению, большинство наших жилищ напоминает серые коробки, а не радужные чертоги. Можно ли это изменить?

Наказы от мэтров

«Отец» Микки Мауса, художник Джон Хенч, проработавший в компании Уолта Диснея более 65 лет, говорил: «Цвет — это очень важная вещь. На мой взгляд, архитекторы его недостаточно любят. Как и инженеры. И кто-то должен это изменить. Иначе не годится. Ведь это же эмоциональная составляющая конструкции».

«Сегодня мы живём в хаосе прямых линий, в джунглях прямых линий. Если вы не верите, то попробуйте посчитать все прямые линии, которые вас окружают. Тогда вы поймёте, что этот счёт никогда не закончится», — говорил австрийский архитектор и живописец Фриденсрайх Хундертвассер, один из самых ярых борцов с обыденностью. Его здания, будь то мусоросжигательный завод или жилой комплекс, поражают буйством красок и выкрутасами поверхностей. По мнению Хундертвассера, «прямые линии безбожны и аморальны», и он всеми силами избегал их при работе над своими проектами.

В похожем ключе формулировал своё отношение к ровным поверхностям и прямым углам другой мэтр архитектуры, Антонио Гауди: «Прямые линии принадлежат людям, изогнутые — Богу». Как и Хундертвассер, он нередко использовал в своих работах яркие пятна, но общая цветовая гамма его зданий, а также и цитаты насчёт архитектуры куда более деликатны: «Цвет в определённых местах является отличным инструментом для придания очертаниям и конструкциям большей энергичности».

В полной мере сказанное относится к строительству. Конечно, в каждом городе есть свои архитектурные доминанты, которые радуют глаз и притягивают к себе туристов, однако большая часть городских районов занята типовой массовой застройкой.

Облицовочные материалы — на нашей стороне

Легче всего менять цвет городских улиц с помощью современных отделочных материалов. Идеальны с этой точки зрения навесные вентилируемые фасады (НВФ), позволяющие, при необходимости, быстро и безболезненно сменить облицовку, полностью преобразив здание. Для других фасадных систем это, как правило, гораздо сложнее . Кроме того, облицовки из стали с полимерным покрытием отличаются небывалым разнообразием палитры оттенков. «Панели и кассеты из стали могут предложить архитекторам и горожанам поистине неисчерпаемое разнообразие оттенков, включая самые броские и яркие. Что касается других облицовочных материалов, то многие из них ввиду своих особенностей и недостаточной устойчивости к выцветанию, имеют ограниченный набор оттенков, главным образом пастельных», — объясняет Андрей Некрашевич, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Компании Металл Профиль.

Цветные здания.jpg

Наиболее удобны для расцвечивания зданий, в том числе для создания разноцветных, пёстрых фасадов, так называемые фасадные кассеты. Богатая цветовая гамма позволяет архитекторам делать интересными и выразительными даже самые примитивные фасады промышленных сооружений, выделяя их конструктивные особенности и добавляя на скучные плоские поверхности яркие акценты. Для облицовки же более сложных зданий коммерческого или спортивного назначения фасадные кассеты вообще незаменимый материал.

Некоторые архитекторы относятся к этому материалу с недоверием, опасаясь так называемого эффекта линзы — прогиба поверхности кассет, который создает неряшливый эффект. Однако сегодня совсем нетрудно подобрать качественный материал, лишённый подобных дефектов.

Например, не так давно на российском рынке появились фасадные кассеты нового поколения Puzzleton®, которые можно назвать эталоном правильной геометрии. По словам представителей компании-производителя, добиться этого удалось благодаря использованию передовых технологий и высококлассного оборудования. Даже при увеличенном размере модулей (до 1,5-2 метров в длину) и минимальной толщине металла новые кассеты начисто лишены эффекта линзы, обладают идеальной плоскостью, не деформируются в процессе эксплуатации, и при этом по стоимости не превосходят продукцию прошлых поколений.

При помощи навесных вентилируемых фасадов можно делать яркими не только новые постройки, но и старые, нуждающиеся в капитальном ремонте здания. НВФ отлично справляется с терморегуляцией, поэтому одетый в такой «чехол» советский завод или панельная пятиэтажка смогут улучшить не только свои визуально-эстетические показатели, но и эксплуатационные свойства.

Одним из примеров цветового преображения старых зданий является угрюмая махина московского телецентра «Останкино», запущенного в эксплуатацию ещё в 1967 году. О его глобальной реконструкции и техническом переоснащении заговорили в начале XXI века. В первую очередь планировалось обновить внутреннее содержание, но изюминкой капитального ремонта стал именно обновлённый фасад здания. При помощи цветных вставок в 12-этажный стеклянный массив телецентр превратили в своеобразную испытательную таблицу. Это изображение воспроизводилось раньше на экранах старых телевизоров для настройки и оценки качества картинки. По причине того, что телестанции передавали её обычно перед началом и после окончания вещания, многие воспринимали эту картинку как символ отсутствия сигнала. Так что смысловое наполнение получилось немного спорное, но колористическое решение однозначно было выбрано удачно: теперь здание привлекает глаз и радует яркими цветами.

Удачным примером застройки жилого квартала с применением цветной отделки служит Wellton Park в Хорошево-Мневниках. По сути, это город в городе, над которым работала целая команда ведущих европейских архитекторов. Главной задачей при возведении комплекса было создание максимально комфортных условий для людей, которым предстоит здесь жить и работать. Но первое впечатление всегда складывается благодаря внешнему виду. Роль удочки для взглядов здесь выполняет 40-й жилой дом «Вилланж» с оригинальной геометрией форм и ярким колористическим решением фасадов, разработанными под руководством архитектора Эрнст-Ульриха Тилльманса. Идейной основой высотной башни стала философия светлой, яркой и радостной жизни. И отразить её удалось благодаря использованию салатового, белого, жёлтого и оранжевого цветов.

Современный комплекс ГЛАВКИНО, один из крупнейших кинотелевизионных концернов России, построенный относительно недавно по проекту московской «Лаборатории виртуальной архитектуры», — это ещё один яркий объект, за который можно зацепиться. «Нестандартными приёмами мы старались создать ощущение происходящего здесь чуда, волшебства», — рассказывает один из руководителей лаборатории и проекта Станислав Кулиш. По мнению проектировщиков, кино- и телевизионный форматы, которые необходимо было объединить под одной крышей комплекса, не всегда уживаются друг с другом. Противоречивое и симбиотическое взаимодействие этих двух разных видов медиа авторы проекта попытались отразить в цветовом и световом оформлении интерьеров. Яркие краски здесь присутствуют даже на лестничных перилах, в виде цветных заклёпок. Общая площадь всех помещений составляет 33 тысячи квадратных метров, с самым маленьким павильоном в 120 кв. м и самым большим в 3107 кв. м. Кинокомплекс занимает территорию в 10 гектаров.

Краска спасёт мир

Порой изменить форму уже существующих зданий без потери их уникальной геометрии довольно непросто. Намного проще попытаться добавить в них немного цвета. Одно из возможных решений, хотя и не всегда легальное — это уличное искусство.

На тему стрит-арта в Москве высказался арт-директор креативного пространства WowWall Георгий Церцвадзе: «Я люблю яркие цвета, а в нашем городе их однозначно не хватает. Многие люди, как в низах, так и на верхах, к сожалению, не способны проводить грань между вандализмом и стрит-артом. Понятное дело, что тэггингу на памятниках архитектуры и в общественном транспорте нет оправдания. Но многие пространства, особенно в бывших промзонах, только выигрывают благодаря креативу уличных художников. А ещё Москва могла бы замечательно преобразиться, если бы под покраску пошли градирни на ТЭЦ. Такого количества серых башен, возвышающихся над линией горизонта в черте города, нет ни в одной уважающей себя столице мира. К руководству «Мосэнерго» неоднократно обращаются с предложением организовать конкурс на покраску, но пока все эти предложения остались без внимания».

В своё время титул мировой столицы граффити носил Нью-Йорк, потом Берлин, теперь настала очередь южной части земного шара. Стрит-артеры потянулись за творческим вдохновением и реализацией собственных идей в бразильский город Сан-Паулу. Общая площадь стен домов и заборов, покрытых граффити, составляет здесь 1500 кв. км. В северной части города, на площади Крусейро де Суль, группа художников разрисовала 66 панелей, которые легли в основу созданного в 2011 году Открытого Музея Уличного искусства Сан-Паулу.

Буму граффити в Афинах поспособствовал экономический кризис, прокатившийся по Греции и подорвавший бюджет на ремонт фасадов и борьбу с художниками. Самолюбие властей от этого, конечно, пострадало, а вот внешний вид города только выиграл. Теперь Афины готовы предложить туристам не только древнюю культуру, но и современное искусство под открытым небом.

Если вы представляете себе стрит-артера как молодого хулигана, скрывающего лицо под капюшоном своего балахона, то ошибаетесь. Им может оказаться кто угодно. В тайваньском городе Тайчжун ветеран Хуан Юн-Фу в возрасте 84 лет решил разрисовать свою деревню, возникшую в конце 2-й мировой войны как временное поселение для солдат Национальной Гвардии, да так и оставшееся их постоянным обиталищем. Он вручную покрыл стены всех домов, заборы, решётки на окнах и даже сами улицы изображениями в стиле этнических шаржей, на которых можно узнать как личностей из мира шоу-бизнеса, так и простых местных жителей.

Чувство меры и баланса

При проектировании одиночно стоящих объектов работу архитектора с цветом ничего не ограничивает. Так, например, было в случае со зданием ГЛАВКИНО, расположенном в семи километрах от МКАД на месте берёзовой рощи, или таких самодостаточных комплексов, как Wellton Park, Но если речь идёт о так называемой точечной застройке в черте города, то к вопросу цветового решения фасадов надо подходить куда более продуманно. Ведь здание должно не просто хорошо выглядеть само по себе, оно должно гармонировать с окружающим пейзажем: другими постройками и объектами инфраструктуры.

Эту проблему затрагивала в своей диссертационной работе, посвящённой определению тенденций современной архитектурной колористики и методов её изучения в архитектурной школе, кандидат архитектуры Ольга Козырева. По её мнению, в современных городах, стремительно разрастающихся за счёт построек из стекла и бетона, царит ахроматика, негативно влияющая на психику и душевное состояние жителей. Зачастую проблема заключается в том, что, проектируя объект, автор-архитектор решает локальную задачу колористики фасадов своего здания, не анализируя цветовое окружение нового строения в контексте уличной или квартальной застройки. Это совершенно неверно, ведь напряжённая жизнь в мегаполисах настоятельно требует создания колористической среды, вызывающей положительные эмоции и ощущение покоя и стабильности.

«Мы формируем наши здания, а потом наши здания формируют нас». Эта фраза принадлежит Уинстону Черчиллю. Он был умным человеком, и к его словам стоит прислушиваться. Если мы хотим разукрасить свою жизнь, сделать её более яркой и запоминающейся, надо не бояться добавлять цвета нашим жилищам. Но делать это следует осмотрительно, бережно относясь к сложившемуся образу городского ландшафта.